Главная Советы психолога

 

РОЛЬ ЛИЧНОСТНОГО ФАКТОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

 

- Личность, как фактор надежности и риска в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности

 * Неоднородность понятий "быть обязанным" и "быть способным" хранить тайну

* Морально-этический аспект подписки о неразглашении коммерческой тайны

* Величина риска использования в качестве фактора "надежности" принципа "родства" или "по знакомству"

 - Способность защищать коммерческую тайну

- Ориентиры, освещающие отношение личности к вопросам безопасности коммерческой тайны

- Пример поведения человека, неустойчивого к стрессу, в экстремальной ситуации

 

 

Личность, как фактор надежности и риска в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности

 

Существует мнение, что лица, владеющие определенными специальностями, автоматически составляющие "костяк" любой сферы предпринимательской деятельности, так же как руководящий состав и учредители данной организации, априори обязаны носить фактическую нагрузку по сохранению конфиденциальной информации, коммерческой тайны. Эта общепринятая констатация несомненна, иначе эти лица не вызывали бы столь пристального внимания со стороны криминального мира, что, в свою очередь, требует повышенного уровня обеспечения безопасности предпринимательской деятельности. Существенную помощь в плане обогащения информацией о личности, как фактора и надежности и риска, способна оказать служба психолого-аналитических услуг.

 

Неоднородность понятий "быть обязанным" и "быть способным" хранить тайну

 

Всем ясно, что понятие "быть обязанным" хранить тайну по роду деятельности (бухгалтер, финансист, экономист, кадровый работник, директор, секретарь и другие специалисты, в зависимости от структуры и рода деятельности организации) и "способность хранить тайну", как свойство характера, это понятия различного плана, требующие уточнения и объективизации. Понятие "быть обязанным" не всегда совпадает с наличием таких качеств в структуре конкретной личности. Но, если допустить наличие способности быть обязательным в отношении сохранения любой профессиональной и деловой тайны, возникает необходимость уточнить особенности мотивационной сферы деятельности (то, что побуждает человека действовать, и то, что определяет смысл этой деятельности), которые определяют константность или вариабильность данного качества характера в зависимости от множества факторов - внешних и внутренних обстоятельств, экстремальной ситуации и т.д.

 

Морально-этический аспект подписки о неразглашении коммерческой тайны

 

Несомненно, что после определения перечня сведений, составляющих коммерческую тайну для данной организации, оформления допуска - подписки о неразглашении коммерческой тайны кадровые работники, а зачастую и служба безопасности данной структуры, считают, что выполнили свой долг. Кстати сказать, не во всех организациях признают подписку о неразглашении коммерческой тайны ссылаясь на отсутствие юридической силы этой подписи, игнорируя значение нравственного аспекта. С психологической точки зрения этот аспект играет минимальную роль лиши у асоциальных личностей, которые ориентируются заведомо на противозаконную деятельность. О такой ориентации поговорим ниже.

Чувство выполненного долга было бы адекватным, если бы кадровый сотрудник оформил в свое время человека на работу на основании не только анкетных и биографических данных, возможно и рекомендательных писем, но и с учетом результатов психодиагностики или комплексного тестирования каждого человека. Отсутствие такового в самом начале предпринимательской деятельности при формировании коллектива немедленно будет отражаться при первом сигнале об утечке информации в виде лихорадочного подозрения каждого или друг друга.

 

Величина риска использования в качестве фактора "надежности" принципа "родства" или "по знакомству"

 

Как правило, фактор "родства" или "по знакомству" обеспечивают в большинстве случаев чисто символически надежность и безопасность коммерческой тайны.

Пробел в глубоком знании индивидуальных особенностей личности каждого специалиста обойдется структуре в большие временные и материальные затраты в организации и проведении служебного расследования по факту нарушения сохранности коммерческой тайны, не говоря об атмосфере нервозности в коллективе, которая, в свою очередь, отражается на эффективности деятельности и пр.

Иногда расплата за лжеэкономность средств бывает жестокой: утечка информации сопровождается "утечкой" всего капитала организации в неизвестном направлении.

Статистика фактов утечки информации говорит о преобладании купли-продажи коммерческой тайны своими же сотрудниками. Это уже не казуистика, а закономерность, которой удается избежать предпринимательским структурам, где кадровые работники прогнозируют всевозможные варианты защиты любой конфиденциальной информации (если они в этом, конечно, заинтересованы) и заведомо принимают меры для постоянного пополнения информации, закладываемой в банк данных службы безопасности для эффективной работы информационно-аналитического подразделения.

 

Способность защищать коммерческую тайну

 

Рассмотрим другой аспект соотношения понятий "личность - тайна". Необходимы показатели, раскрывающие способности индивида не только хранить, но и защитить, при необходимости, коммерческую тайну.

Психологическое заключение, данное опытным профессиональным психологом позволяет с большой вероятностью прогнозировать поступки каждого конкретного человека (вне зависимости от его должности на иерархической лестнице) в экстремальной ситуации, когда сопричастное лицо осознает, что является "носителем" дорогостоящей информации - коммерческой тайны. Такое прогнозирование позволяют принимать превентивные меры с учетом знаний того, что несмотря на затруднения, данный человек сумеет защитить коммерческую тайну, что в свою очередь дает возможность выиграть время по реконструированию ситуации. И наоборот, если имеются отрицательные показатели, что стресс может повлиять на поведение и принятие решений человека в нежелательную сторону - есть возможность принимать оперативные меры по изоляции конкретного лица от пользования новыми данными коммерческой информации на время, пока она не устареет (или другие меры). Следует уточнить, что под "экстремальной ситуацией" подразумеваются: материальные затруднения, долг, невыполненные договорные обязательства, шантаж и пр.

Подбор кадров, осуществленный таким образом, обеспечивает не только высокий уровень надежности специалиста, предотвращает финансовый риск по вине сотрудника, но и предвосхищает возникновение проблем, связанных с необходимостью увольнения ненадежного сотрудника.

А проблема именно в том и заключается, что его качество "ненадежности" проявляется именно тогда, когда он начинает манипулировать сведениями конфиденциального характера (а может быть и сведениями, составляющими коммерческую тайну?). Как он поведет себя при увольнении, даже следуя всем буквам законодательства? Или продолжать сотрудничать, увеличивая риск быть все более зависимым от его амбиций?

 

Ориентиры, освещающие отношение личности к вопросам безопасности коммерческой тайны

 

По этому вопросу существуют конкретные рекомендации психологического подхода для каждого случая в отдельности (в зависимости от индивидуально-психологических особенностей каждой личности). По эмперическим данным к асоциальному модусу поведения более всего склонны лица с неустойчивостью характера, к которым относятся психопаты различного круга и некоторые акцентуанты. Но это тема более подробно освещена в работе, посвященной сугубо кадровой работе.

Какие же признаки личностной характеристики позволят четко ответить на вопросы: в надежных ли "руках" находится коммерческая тайна, не меняются ли взгляды на жизнь, а вследствие и мотивация поведения у человека, владеющего "ключем" к немедленному обогащению, выдержит ли он перед таким соблазном?

Подробнее остановимся на описании качеств, определяющих различные проявления личности при владении конфиденциальной информацией различного ранга, которые в обязательном порядке должны быть отражены в результатах психологического исследования. К ним относятся (особенности):

·       социальные и личностные установки (установки личности могут быть позитивными, гибкими, ориентированными на высокие достижения и заботу о своем социальном статусе, установки могут определяться высокой нормативностью поведения, а также негативными, т.е. асоциальными, ригидными (не гибкими), консервативными, эгоцентричными, рентными, меркантильными и др.);

·       ценностные ориентации личности (конкретные или абстрактные, касающиеся профессиональной самореализации и личной жизни, этические ценности, конформистские, ценности дела, альтруистические или самоутверждения, ценности духовные или материальные, общественного признания или презрения социального успеха, эгоцентрические (личный комфорт, праздный образ жизни при легкодоступности материальных благ), "борьба за справедливое распределение материальных ценностей", "разоблачение махинаций" и пр.);

·       направленность личности (принято различать три вида):

a)     сугубо эгоцентрическая направленность, когда ядро мотивации жизненной активности, основа жизненной концепции состоит из удовлетворения эгоистических амбиций - прямого и немедленного вознаграждения, независимо от вклада в общие достижения и личной отдаче (труда), упрямстве при достижении высокого статуса независимо от объективных способностей; властность, агрессивность, зависть к успехам, удаче и авторитету коллег, нетерпимость к дальним стратегическим планам (сейчас и немедленно должна быть выгода), неуравновешенность, подверженность инфантильным реакциям тревоги в трудных ситуациях и др. черты, отличающие направленность личности "на себя";

b)    направленность на общение (это ориентация личности на уровень взаимоотношений, часто в ущерб конкретной работе и действенной реализации конкретных планов, ориентация на социальное одобрение из-за неспособности самостоятельно, независимо принимать решения, зависимость от эмоционального отношения окружающих);

c)     направленность на дело (заинтересованность в решении деловых проблем, ориентация на сотрудничество, независимость позиций с высоким чувством ответственности и обязательности (чувство долга и умение держать слово), дисциплинированность и самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, рациональность (умение здраво мыслить, принимать оптимальные решения как в нейтральной, так и экстремальной ситуации);

·       определение нравственных позиций личности (сформированность морально-этических норм поведения - порядочность, совесть, верность делу которому служит, ответственность, исполнительность, высокая требовательность к себе и другим, надежность, в конечном итоге);

·       уровень волевого и интеллектуального контроля эмоций и поведения (целенаправленность, устойчивость, гибкость, расчетливость, практичность, дипломатичность и т.д.);

·       коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия личности (степень раскованности и авантюристичности, прочности интересов, привязанностей, верности своему делу, степени адаптированности и совместимости в коллективе);

·       стрессовоустойчивость личности или фрустрационная толерантность.

 

Пример поведения человека, неустойчивого к стрессу, в экстремальной ситуации

 

Для демонстрации значимости данного фактора в профиле личности, приведем следующий пример: робкий, скромный, неуверенный человек с чувством вины и не всегда осознающий у себя комплекс неполноценности, внутренне дисгармоничный, молчаливый и пессимистичный чаще всего нерешительный, принят на работу в основном по качествам исполнительности, подчиняемости, аналитического склада ума, точности и тщательности, педантичности, усердности. Он не утомляется при выполнении монотонной, стереотипной работы, и как правило, выполняет функции второстепенных ролей. Не вызывает сомнений в своей порядочности и надежности.

Априори известно, что порог фрустрации такого типа личности может быть низким (исследование должно подтвердить), что означает неустойчивость к длительному прессингу, неожиданному стрессу - интеллектуальная деятельность аффективно дезорганизуется, человек теряется, допускает множество ошибок, подвержен риску автокатастроф. Состояние человека может изменяться вплоть до появления признаков аффективно суженного сознания - настолько непереносимым для него является стресс. Внутренний резерв противостояния любому давлению извне на его психику хрупок и краткосрочен. А если допустить, что этот человек обременен информацией конфиденциального характера и к нему применяются факторы угрожающего плана (в его адрес, или в адрес его близких...), не трудно предвидеть судьбу этого человека, который привлек к себе внимание конкурирующей фирмы или, что еще хуже, криминальных элементов, хорошо разбирающихся в психологии человека.

О безопасности коммерческой тайны в данном случае можно однозначно сказать: если для спасения своих близких достаточно сообщать какие-то "сведения", такая личность непременно этим воспользуется, ему и в голову не придет лавировать, выиграть время, поторговаться.

Когда человек находится в состоянии психологической декомпенсации и фиксирован на единственной мысли, что его жизненно важные интересы находятся под угрозой - информация теряет свою значимость.

Оценка данного поступка, также как и признание, раскаяние, самобичевание придут потом.

Личность другого плана, в характере которой отмечается высокая способность к прогнозированию возможных последствий своего поведения, высокая способность к выбору оптимального варианта поведения в экстремальной ситуации, конечно не окажется в беспомощном состоянии.

Данный пример приводит к выводу о том, что кроме фактора надежности, большую роль при "посвящении" человека в область коммерческой тайны играют личностные качества в виде устойчивости к стрессу.

Можно рассмотреть и вариант личности, подверженной такому явлению, как повышенная внушаемость, которая в гипнабильном состоянии может совершать определенные действия, продиктованные заинтересованными лицами, причем без всякой выгоды для себя. Это не теоретическая гипотеза, а конкретный негативный факт, также как и авантюрная история с написанием писем в собственный адрес шантажирующего и угрожающего содержания директором одной коммерческой фирмы с целью оправдания мнимого выкупа от шантажиста вместо признания в совершенном им же хищении для развлечений в обществе "жриц любви".

Такие ситуации можно избежать, если вовремя использовать научные инструментарии психологических услуг, одновременно делая работу служб безопасности предпринимательской деятельности более оперативной и эффективной.

 

 

Rambler's Top100