АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ С ПОДЧИНЕННЫМИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
“В
основе всех наиболее значительных - Основные стили руководства трудовым коллективом; - Психологическое воздействие на личность с целью оптимизации эффективности общения руководителя с подчиненными; - Ориентация опытного и современного руководителя на особенности характера своих подчиненных при психологическом; воздействии с учетом их обратной реакции: * Психологические меры воздействия в зависимости от типологии личности; * Отличительные черты методов воспитания и перевоспитания человека; * Личности, неподвластные коррекции. - Особенности общения руководителя с подчиненными в ситуациях их перевода или перемещения, изменения условий их труда.
Вы - опытный руководитель, следовательно, придаете большое значение психологическому климату в Вашем коллективе. Все Ваши усилия направлены на благо человека. Вы видите в нем индивидуальность, а не усредненную шаблонную личность. Вначале постарайтесь узнать сильные и слабые стороны своих подчиненных, способы эмоционального реагирования в ответ на Ваши замечания (повышенная возбудимость - слезы, обидчивость, замыкание в себе; гнев, угрозы, агрессия или быстрая отходчивость). Овладение этими знаниями - в Ваших же интересах. "Выводя из строя" после очередной "взбучки" определенного человека, Вы рискуете потерять ценного работника: он все больше становится "чужим", его все меньше интересуют общие успехи. Ваши подходы различны: одного Вы можете пожурить, другого поругать наедине, третьего похвалить принародно. Порой там, где, казалось бы, нужно реагировать очень бурно, Вы промолчите и это будет самым серьезным наказанием для провинившегося. Вы способны использовать разнообразные средства: от иронической улыбки до "металла" в голосе. У Вас большой штат сотрудников, которые отличаются уровнем интеллекта, стилем поведения, интересами и так далее. Вы, как опытный руководитель, не должны игнорировать индивидуальные особенности личности. В противном случае, вознамерившись получить просто "удобного" работника, Вы способны погубить индивидуальность, затормозить ее оригинальные социально ценные качества. В Ваших руках власть, стремитесь правильно ею распорядиться. Известно, что воздействие на личность может оказать положительную роль в одних случаях и сослужить плохую службу в других.
Психологические меры воздействия в зависимости от типологии личности
Различают три способа воздействия: a) жесткий метод воздействия; b) метод поощрения, одобрения; c) направляющий метод, базирующийся на интуицию личности. Мы попытаемся подробнее дать некоторые, по-нашему мнению, существенные рекомендации в этой области. "Хорошая взбучка" имеет своего адресата, но его надо знать (об этом Вам сообщит психолог или, в крайнем случае, подскажет Ваша наблюдательность, кто как реагирует). Психика у такой личности устроена так, что деятельность у нее становится сильно мотивируемой, когда к ней применяют "кнут", порицание, жесткий и завышенный контроль: лишение материальных поощрений, понижение в должности, отказ в доверии ответственных поручений, устранение от участия в выгодных сделках, предоставление отпуска в неудобное время и пр. Многие администраторы считают, что применение санкций материального наказания ("бить рублем") есть во всех случаях и во все времена самый оптимальный выход из ситуации и наилучший воспитатель. Такой руководитель рискует окружить себя льстивыми, угодливыми подчиненными, которых он, сам того не желая, научит приспосабливаться к себе, ловчить и лукавить, обманывать и изворачиваться. А уважающий себя специалист из-за "рубля" может и пожертвовать своим местом, но себя переделывать не станет, либо, в крайнем случае, у него начнет развиваться невроз. Он днем и ночью будет мечтать о другом месте работы и при первом удобном случае уйдет. Какие же меры воздействия требуют эти личности? Эффективным способом воздействия и общения будет подбадривание, одобрение, в конечном итоге - материальное поощрение. Такие тщеславные, гордые, всегда в погоне за успехом люди, при встречном доброжелательном отношении готовы "горы свернуть". Нельзя отказать им в этой слабости. А разве конечная цель руководителя не совпадает с такой выигрышной установкой? И последний способ общения и воздействия - это не "кнут" и не "пряник", а ориентация на интуицию сотрудника. Ему достаточно сообщать о любых несоответствиях (как положительного, так и отрицательного плана), и он примет меры сам, без напоминания. Это люди высокого интеллектуального потенциала, как правило, молчаливые, скромные, но очень изобретательные и оригинальные в решении самых сложных задач, они неоценимые сотрудники. Однако, следует учитывать склад их психики. Они слишком ранимые, их деятельность легко дезорганизовать криками и угрозами. После подобного рода сцен у них все буквально "валится из рук". Вместе с тем, инициативных людей, по старой привычке, воспринимают шаблонно, считая, что хорошая мысль не может возникнуть в голове у подчиненного, тем самым, обрезая инициативу, отучают людей чувствовать себя заинтересованными в процветании общего дела организации. Необходимо знать, что вышеописанные варианты воздействия не следует путать: так же вредно поощрять "толстокожего", как и наказывать полного положительных устремлений, самоутверждений человека. Один - перестанет чувствовать дистанцию, "сядет" бесцеремонно "на голову", откуда свергнуть его можно только "революционным" путем, т.е. расстаться врагами, а другой - потеряет инициативу, будет механически выполнять работу, без творческого подхода.
Отличительные черты методов воспитания и перевоспитания человека
Мнение о том, что новые условия работы, большие прибыли могут перевоспитать человека - неверно, научно необоснованно. Чтобы не пускаться в рассуждения, что психика сформированной личности более стойкая, чем, скажем, его физические данные (форма головы, лица, рост, телосложение), поскольку все же пластическими операциями и другими способами их можно менять, то остановимся лишь на возможном изменении взгляда человека на новые обстоятельства, при сохранении его сути. Легче менять государственный строй, но суть человека останется прежней, изменятся лишь его взгляды, если ему это импонирует, а если нет - он будет сохранять прежние установки, а новые - лишь критиковать. Подтверждением этому служит тот неоспоримый факт, что при любом социальном режиме, укладе существуют порядочные и непорядочные люди, здоровые и больные, "нормальные" и своеобразные и т.д., т.е. наличие или отсутствие специфических условий труда не особо воздействует на их личностные качества. Впечатление о возможности перевоспитания человека может быть временным явлением, действующим в определенном периоде хаоса в экономической жизни, дисбаланса между спросом и предложением, пока "необходимость и потребность" в существовании довлеет над человеком. Можно говорить об изменении в характере лишь в случаях "слома" в результате каких-либо потрясений, стрессов, психогений, т.е. вследствие насильственных воздействий на психику, которые видоизменяют и количественно, и качественно личность (изменения уровня интеллекта, гармонии разума и эмоций, эмоционального способа реагирования в худшую сторону, способа адаптации к условиям жизни, потеря одних навыков, интересов, вкусов и приобретение других).
Личности, неподвластные коррекции
К ним относятся: a) личности с такими ведущими чертами характера как ригидность и упрямство; b) "сверхточные" или тревожные личности; c) авантюрные личности, с низкой нормативностью поведения, асоциальными установками. Говоря о способах общения и воздействия, можно указать и на существование таких личностных типов, к которым бесполезно применение всяких мер воздействия: это чрезмерно упрямые, ригидные, инертные, тугоподвижные, неуступчивые люди. Свое упрямство они "подают" за принципиальность, проявление силы воли; на самом деле это отсутствие интеллектуальной гибкости, примитивизм или признак наступления старости (во многих случаях). Не менее устойчивы к воздействию т.н. "сверхточные" личности или тревожные. Их отличительная черта заключается в склонности к детализации, точности, тщательности и преобладании беспокойства о возможном допущении просчета, ошибки - чувства ответственности и обязательности. Их педантичность иногда становится тормозом в деятельности, особенно при необходимости быстроты завершения задания. Они доведут начатое до конца, даже если им просчитать неправильность или невыгодность выбранного пути. Часто выполненное ими задание приходится перепоручать другому, нарываясь на длительный конфликт и выяснение отношений. Неподвластны коррекции также лица с четкой установкой: не будешь проявлять инициативу - не будешь наказан. Они очень умело манипулируют людьми и поручениями, ловко избегают ответственных заданий, а если не удается увильнуть, бесконечно пристают за советом и помощью к окружающим, пока не добьются ответа: "Давайте я сделаю, мне проще будет", не испытывая при этом угрызений совести. Это хитрые, ловкие, ленивые, но умеющие создать имидж вечно занятых ответственной работой людей. Они говорливые, всегда в хорошем настроении, в речи - готовые на любые героические поступки ради дела, обладающие хорошими манерами и тонким юмором, никогда не спорящие. Как правило, это лица с низкой нормативностью поведения, социально смелые, незаторможенные, авантюрные. Постарайтесь оградить себя и коллектив от таких личностей.
При рассмотрении ситуаций, предполагающих необходимость их урегулирования в связи с: · изменениями внутреннего распорядка организации; · потребностью снижения заработной платы сотрудникам (сотруднику); · необходимостью понизить в должность сотрудника или сотрудников - психологи дают рекомендации общего и индивидуального характера при беседе руководителя с причастными сотрудниками. Один из ключевых моментов в предупреждении и избегании конфликта - это (при условии соблюдения коллегиального стиля руководства) забота руководителя об информированности своих подчиненных об экономическом, финансовом состоянии дел (в юридически дозволенных пределах) организации, проявление смелости и самокритичности (не обманывать себя и других). Сотрудники могут и должны принять участие в обсуждении назревающих проблем, особенно вышеперечисленных ситуаций, поскольку: 1) от этих ситуаций напрямую зависит их дальнейшая судьба и соответственно и форма реакции (недовольство, протест, бунт, забастовка и др. непредсказуемые выступления, либо понимание - творческий, конструктивный подход); 2) психологически подготовленный человек способен рассудительно, мудро оценить события, решения или предложения администрации о предстоящих тех или иных изменениях; 3) только открытое общение способно психологически нейтрализовать как отдельного зачинщика, любителя острых конфликтных столкновений руководства с коллективом, так и общий отрицательно-агрессивный настрой (установку) всего коллектива. Другой существенный момент: если предположить, что у руководителя имеются результаты психологического обследования своих подчиненных, то ему следует пользоваться теми рекомендациями, которыми располагает. Если это предположение ошибочно, то следует использовать наши рекомендации о способах воздействия на личность, учитывая индивидуально-психологические особенности каждой личности воспринимать данные воздействия. Принципы ведения такого рода переговоров широко раскрыты в разделе описания деловой коммуникативности.
ПРИ ПЕРВОЙ ЖЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПЫТАЙТЕ ДАННЫЕ СОВЕТЫ, И ВЫ УБЕДИТЕСЬ В ИХ ИСТИННОСТИ!
|
|||||
|
|