“Уважение к людям есть
уважение к самому себе”.
Д. Голсуорси
- Стиль
беседы;
-
Ознакомительный объем информации для человека, еще не принятого на
работу;
- Оценка
стиля изложения полученной информации;
-
Получение специфической информации от претендента на конкретную
вакансию;
-
Возможные варианты решений о приеме на работу или отказе в нем;
-
Психологическое исследование как способ получения дополнительной
информации о личности претендента на работу;
-
Рекомендации работодателю по приему на работу несовершеннолетних
граждан;
-
Некоторые рекомендации работодателю при приеме на работу иностранных
граждан.
Располагать - означает без особого труда снимать психологические барьеры
в контакте, непосредственном общении (скованность, напряжение, смущение,
нерешительность), а самое главное - вызывать доверие у собеседника.
Красивому, симпатичному человеку всегда легче располагать к себе
собеседника. Однако внешние данные красоты можно заменить внутренним
обаянием, используйте свой шарм! Еще лучше, если человек является
счастливым обладателем и того и другого.
Во время беседы советуем забыть о пытливом и остром, проникающем в душу
взгляде, бросьте маску личностной важности и значимости, если нет
настроения - расскажите смешной анекдот, случай, верните улыбку себе и
заставьте собеседника улыбнуться. Легкость и доброжелательность должны
определять стиль беседы.
Представитель организации в краткой форме излагает сведения о
деятельности данной структуры и специфике конкретной вакансии, о режиме
работы, внутреннем распорядке, системе или условиях оплаты. Если
"вакансия" касается высокой должности - можно дать краткую информацию
предыстории организации, в общих чертах - достижения, перспективу
развития, авторитетные и выигрышные позиции по сравнению с аналогичными
организациями.
Руководитель, кадровый работник, представляется и излагает следующие
данные:
·
специфику работы организации;
·
краткие сведения о структуре организации - количество
подразделений, их взаимосвязь, количество кадров, специалистов, их
профессиональный уровень;
·
необходимо оговаривать условия оплаты труда, но безотносительно
конкретных должностей организации, а только касающиеся данной вакансии,
на которую человек претендует. Исключается разглашение конфиденциальной
информации об отдельных личностях: кто, откуда пришел, кем раньше
работал, сколько зарабатывал и пр.;
·
информация о подразделении, в котором имеется вакансия, должна
быть более конкретная: называется имя руководителя с последующим личным
представлением (в зависимости от хода беседы);
·
ознакомление с внутренним распорядком, режимом работы (желательно
в письменном виде - приказ организации на официальном бланке с печатью и
пр. атрибутами), конкретными условиями труда (кабинет, стол, место,
аппаратура, если она необходима).
Дальнейшая роль представителя организации заключается в провоцировании
субъекта излагать сведения о себе не по вопросам, т.е. при его поддержке
в беседе, а самостоятельно с целью обеспечения себе возможности оценить
стиль изложения, в котором отражаются:
·
логичность суждений, наличие здравого смысла в обосновании,
мотивации своих поступков, решений;
·
самооценка и личностные установки, потребности и уровень
притязания;
·
особенности характера, индикаторами которого могут быть:
a)
способы изложения (скромно, застенчиво, смущенно или уверенно, с
апломбом, самоутверждающе), тембр голоса и эмоциональная окраска речи,
темп или скорость речи, словарный запас;
b)
манера держать себя (скованно или раскрепощенно, кокетливо с
элементами игривости или подобострастно с тенденцией к лести, излишнему
восхищению, с чувством собственного достоинства или чопорно,
неестественно, заторможенно или без чувства дистанции...);
c)
характер общения: эгоцентрический, деловой, многословный,
сумбурный, деловито-сухой, информативный, содержательный или
голословный, скользкий.
Следующий этап беседы уместен только в случае успешного завершения
первого: обоюдное благоприятное впечатление, ничто не настораживает. В
противном случае отпадает необходимость дальнейшей беседы,
анкетирование, тестирование и прием документов.
После самостоятельного изложения данных о себе будущим сотрудником,
кадровый работник предлагает осветить последовательно три аспекта:
·
расскажите, кто Вы есть, опишите самые существенные факты о себе,
удачные и неудачные моменты из Вашей жизни...
·
опишите, что Вы можете, какую оценку можете ставить Вашему
профессиональному уровню, т.е. как оцениваете себя как специалиста, как
личность, обладаете ли другими специальностями, Ваше хобби;
·
поделитесь тем, что Вы желаете сейчас, в перспективе (уровень
притязаний человека должен иметь соответствующее обоснование).
В случае, если Вы не получили интересующих сведений, или они оказались
неполными, обтекающими, возможны следующие дополнительные вопросы:
·
почему Вы выбрали именно нашу организацию, эту вакансию;
·
где Вы получили информацию о ней;
·
почему Вы ушли с прежнего места работы;
·
какая самая серьезная Ваша ошибка на прежнем месте;
·
как Вы поступите, если повторятся условия, располагающие к тем же
ошибкам;
·
на какую зарплату Вы рассчитываете.
Совокупность данных, хотя и составляют первое впечатление, позволяют
принимать одно из трех возможных решений на данном этапе:
1)
принятие документов после собеседования для их рассмотрения
вместе с заполненной анкетой и заявлением при условии согласия субъекта
на участие в психологическом исследовании, по результатам которого и
будет вынесено окончательное решение о принятии его на работу (если
организация пользуется услугами психологии).
Почему психологи не рекомендуют начинать с заполнением рабочей анкеты?
Потому что ни одна анкета не может заменить живое общение, как бы она не
была тщательна и строга по своей форме и содержанию, потому что в ней
отсутствует самый существенный момент - эмоциональные реакции человека,
и наконец, по ней невозможно судить о здравых или патологичных суждениях
человека, странностях в высказываниях, реакциях, поведении и пр., т.е.
не дает возможность судить о его психическом здоровье. Зачем
обнадеживать человека, предлагая заполнить анкету, а потом отказать в
приеме на работу, когда можно корректно обойти непредвиденные ситуации.
Невозможно предсказать реакцию личности на отрицательный ответ после
того, как она, в связи с уже заполненной анкетой, отказалась от других
мест.
2)
обходительный, вежливый отказ в приеме документов, а
следовательно и отказ в предоставлении ему рабочего места;
3)
откладывание ответа в связи с большим количеством кандидатов на
данное место (практически это отговорка для более тщательной проверки
кандидата, когда его личность вызывает какие-то, пусть даже интуитивные,
сомнения).
Наряду с социально-юридическими способами получения информации о
работнике существенную помощь может оказать психологическое исследование
(“проверка”) его личности. Допустим такую ситуацию: специалист по кадрам
убедился, что паспорт и диплом не подделаны, что прежняя работа даже
косвенно не связана с криминальной деятельностью, что рекомендации о
профессиональном уровне специалиста соответствуют действительности, а
причина увольнения - конфликтность субъекта, которую в беседе он
тактично обошел, ссылаясь в основном на мотивы материального плана, что
также убедительно. Существенным вкладом в получение дополнительной
информации о личности специалиста дает психологическое обследование.
Преимущества психологического исследования (тестирования):
a)
тестирование поможет решить вопрос, насколько такая информация
достоверна, ведь конфликты бывают разные, а хорошего специалиста можно
упустить. Не исключен и другой вариант - психологическое обследование
подтвердит данные о неуживчивости, агрессивности и конфликтности;
b)
кроме этих данных специалист по кадрам получит и прогноз
поведения данной личности в новом коллективе и, самое главное - в
ситуации увольнения, если она возникнет.
Психологические рекомендации для получения согласия на тестирование
претендента на вакантную должность:
Þ
не следует знакомить человека с правилами приема на работу, где
важной составляющей является процедура тестирования, предваряя ее
фразой: "сейчас это модно", или "это нужно выполнить в обязательном
порядке..." без подробного разъяснения цели тестирования. По нашему
мнению, это дискредитация важного этапа приема человека на работу, а
также серьезности ориентации на результаты самого исследования.
Þ
по имеющемуся опыту, предложенная нами формулировка обоснования
цели тестирования, позитивно влияет на впечатление претендента на
должность о самой организации, даже если он заранее информирован о ней.
Кроме этого, что очень важно, она играет роль фильтра предварительного
отбора кадров: лица с психическими аномалиями отказываются участвовать в
процедуре психологического обследования.
Обоснование цели тестирования может быть предъявлено в напечатанном
виде:
Þ
"Уважаемый специалист! (название организации)
______________________ имеет честь предложить Вам сотрудничество,
возможность оптимальной самореализации как личности и как специалисту.
Мы по достоинству оценим как в социальном, так и материальном плане Вашу
деятельность, старания, инициативу, талант и преданность делу.
Познакомившись подробно со спецификой и режимом работы нашей
организации, ее моральным кодексом, Вы получите исчерпывающую информацию
о интересующих Вас моментах, после чего Вы вправе принять решение о
сотрудничестве с нами. В свою очередь, наша организация, обязана
получить подробнейшую информацию о личности специалиста,
аттестированного на соответствующую должность, равнозначно учитывая
интересы претендента на вакантную должность и интересы самой
организации, соблюдая при этом права человека.
С
этой целью, мы будем Вам признательны, если Вы не откажетесь участвовать
в процедуре тестирования.
Психологическое заключение дает возможность подробнее ознакомиться не
только с отличительными качествами человека, но и с его проблемами,
состоянием здоровья, позволяет при необходимости оказывать адекватную
опеку в той или иной сфере жизнедеятельности и, в конечном итоге,
содействовать росту его материального благосостояния, карьеры".
При приеме на работу несовершеннолетних (от 16 до 17 лет и 11 мес.),
возможно на должности технических работ, т.е. при наличии специальности
или опыта работы (машинистка, секретарша, курьер, официантка и пр.) или
без оной специальности и стажа, - в любом случае психологи рекомендуют
проводить в отношении этих лиц психологическое обследование,
тестирование. Эта необходимость продиктована следующим:
·
этот возрастной период характеризуется окончательным
формированием (психическим и физическим) личности, вернее переходным
этапом формирования личности (из юношеского во взрослый -
совершеннолетний возраст).
Данный возрастной период не имеет абсолютно очерченные границы (как,
например, юридическое обозначение возраста - малолетний возраст
оканчивается в 14 лет, совершеннолетие наступает в 18 лет и т.д.) и
протекает весьма разнообразно в зависимости от полового различия
(сравнительная психология), и от многих других объективных причин:
·
наличие/отсутствие отрицательных факторов при рождении (асфиксия,
травмы головного мозга внутриутробные при и после рождения, инфекционные
заболевания и т.д.), которые впоследствии могут отразиться на динамике
развития ребенка (в виде задержке психического развития), на состоянии
нервной системы и особенно на эмоциональной сфере - например, в виде
инфантильности, незрелости, детскости эмоциональных реакций, которые
оформляют изначально (очерчивают) типы акцентуированных личностей;
·
особенности воспитания:
a)
стиль - гиперопека, диктат, "золушка", гипоопека,
вседозволенность, невмешательство или конструктивный, творческий, т.е.
сотрудничество и соучаствование;
b)
среда - в условиях полной/неполной семьи, на улице, в детских
учреждениях и т.д.
c)
воспитатель - родители (социальный статус родителей), бабушка,
опекун, приемные родители, учреждения соцобеспечения (детский дом,
интернат и др.);
d)
социальный статус микрогруппы, в которой рос ребенок во всех
возрастных периодах, его роли внутри данной группы и степень влияния
данной группы на процесс воспитания;
·
особенности развития гормональной, эндокринной, нервной и др.
систем организма в переходных возрастных категориях (из младенческого в
младший, из младшего в подростковый, из подросткового в юношеский, из
юношеского - во взрослый).
Очевидно крайне сложно разобраться в результатах взаимодействия столь
разноплановых факторов, влияющих на развитие подростка, поэтому
остановимся на самом главном.
Следует учитывать, что именно в этот период жизни человека,
расстающегося со своим детством, которое полностью еще не ушло, а пора
взросления еще не наступила, происходят сложные психологические
трансформации. Они выражаются в непоследовательности и неровности
реакций (разумность может резко уступить грубой выходке), в чрезмерном
проявлении сензитивности и одновременно необъяснимым чувством
безжалостности и т.д. Все эти явления имеют, конечно, объяснение:
·
жажда признания в нем взрослого, требование к уважению себя как
взрослого при наличии противоречивых способов достижения признания;
·
колебания в отношении своей самооценки, которая еще не
сформировалась, плохо осознается, поскольку нет жизненного опыта;
·
максимализм суждений ("я все могу, все хочу и сразу" или "ничего
не могу, ни с чем не справлюсь" и т.д.).
Не останавливаясь на случаях благополучного течения психологической
трансформации "взросления", считаем необходимым обратить внимание
работодателей при приеме на работу несовершеннолетних на два момента:
·
несмотря на то, что несовершеннолетний находится в среде рабочего
коллектива, процесс воспитания продолжается и об этом следует заранее
позаботиться (следует поручать его непосредственному руководству не
только контроль, но и коррекцию, обучение, деловую и психологическую
направленность);
·
тактичное соблюдение чувства самоуважения подростка, как одно из
условий формирования личности, ее перспективы развития (лишенный чувства
самоуважения подросток перестает воспринимать хороший пример и
противостоять дурным влияниям).
С этой целью психологи рекомендуют руководителю (взаимоотношения между
руководителем и сотрудником), сотрудникам, сослуживцам:
·
проявлять терпение, не спешить с порицанием, а старательность,
прилежность и удачи подростка обозначить вниманием и поощрением;
·
максимум требований должно сочетаться с максимальным уважением,
содействием росту личности (личность, лишенная перспективы, или не
осознающая ее, находится постоянно в состоянии фрустрации).
Неоднократно повторяющиеся состояния фрустрации (частое неодобрение его
действий, бестактные замечания в присутствии других лиц, нежелание
действенно помочь, подчеркивание его несостоятельности и пр.) могут
закрепить в личности следующие характерные черты:
·
вялость, безразличие, безынициативность - у одних;
·
агрессивность, завистливость, озлобленность - у других;
·
изворотливость, приспособленчество, льстивость, угодливость,
лживость - у третьих;
·
комплекс неполноценности - у четвертых.
Особое внимание требуют девочки-подростки - высокая "способность"
влюбляться у некоторых может и не иметь отрицательных последствий (если
объект ее притязаний - сверстник, а не жаждущий приключения молодой
женатый руководитель), и все же такую возможность следует учитывать в
коллективе с самого начала ее деятельности; естественно, что такие
явления трудно предвидеть, тем более запретить, но оговорить эти моменты
необходимо крайне тактично и осторожно.
Если все же случилось так (об этом можно судить по поведению, внешним
признакам несовершеннолетней), что она питает чувства влюбленности к
кому-то из сотрудников, не следует делать следующее:
·
предавать широкой огласке данный факт;
·
отговаривать, это обладает еще большей притягательной силой
("запретный плод сладок");
·
угрожать (сообщить родителям, уволить и пр.), это может привести
к отрицательным последствиям, непредсказуемому поступку и пр.
Необходимо провести беседу с несовершеннолетней в доброжелательном тоне,
выяснить серьезность данного чувства, как она рисует себе перспективу,
какой является ее конечная цель - возможно это чисто платоническое
чувство, не заслуживающее порицания, особенно если девочка романтичного
склада характера. Но если это серьезное чувство, девочку-подростка не
следует оставлять без внимания и заботы (ненавязчиво), необходимо стать
ее другом, дать возможность высказать то, что возможно адресовано к
другому, подвести ее к тому, чтобы она сама приняла решение уволиться
("с глаз долой - из сердца вон").
Несомненно, самым сложным процессом является убеждение (взрослого очень
трудно убедить, а подростка тем более), поскольку:
·
любые аргументы несостоятельны, когда дело касается чувств (можно
бесконечно повторять, что данная "любовь" доставляет неприятности многим
людям, осложняет жизнь...", а человечек в душе чувствует огромное
наслаждение от впервые нахлынувших чувств прекрасного);
·
принуждать личность принять чужую точку зрения (в сугубо интимной
сфере, в области сокровенных чувств) - неблагородное, недостойное дело,
результаты которого могут остаться скрытыми (внешне она может
согласиться с тем, что "любить - это ужасно, не к месту, общество не
одобряет" и тому подобные фальшивые заявления, а свое чувство спрятать
еще глубже);
·
"подмена" данного прекрасного чувства чем-то другим нереальна,
ведь убеждение предполагает отказ человека от своей позиции в пользу
той, которую другие считают лучше, актуальней.
Поскольку ни силой, ни убеждением нельзя воздействовать на изменения в
душе юной леди - лучший способ избежать столкновения двух
противоположных позиций это "возглавить" одну из них, а именно ту,
которая овладела ее душой (стать другом, советником и помогать в трудные
моменты "душевных мук"), полагаясь на великого лекаря - время.
Также следует относиться терпимо к тому, что раз в месяц на протяжении
нескольких дней (особенность женского пола) она может быть более
раздражительной, или вялой, замедленной, или в болезненном состоянии
(головная боль, недомогание и пр.), не загружать именно в эти дни
ответственными заданиями, поручениями, быть снисходительными к
проявлениям эмоциональной неуравновешенности.
При беседе с иностранцами на предмет приема на работу психологи
предлагают учитывать следующие рекомендации:
·
пользоваться услугами официальных квалифицированных переводчиков,
даже если работодатель - иностранец владеют каждый языком друг друга в
какой-то мере, во избежание недоразумений после подписания
договора/контракта;
·
быть заведомо информированным о вероисповедании того/тех
специалистов, иностранного гражданства, принятие которых на работу
предполагает обеспечение им возможности соблюдения традиций, обычаев
(они могут принять или отказаться, но этикет требует подчеркнутого
уважения к личности);
·
не обходить молчанием или, что, еще более недопустимо,
приукрашать реалии социальной, бытовой жизни, учитывая, что иностранцы
также информированы о той стране, куда приезжают на работу;
·
не воспринимать за оскорбление отказ от принятия алкоголя при
официальном или частном праздновании какого-либо события, возможно "у
них это не принято", лучше предложить другой напиток, объединяющий обе
стороны;
·
не назначать деловые встречи в определенные часы, связанные с
выполнением религиозных ритуалов иностранцами;
быть осторожными при ведении деловых
переговоров со стороны женщин, поскольку во многих арабских странах к
этому относятся с предубеждением (более подробную информацию необходимо
получать заранее).